ПОЧЕМУ НУЖНО ИГРАТЬ ЗА МЕРЗАВЦЕВ Как вы ведёте себя в РПГ? Грабите, режете и лжете? А может, переводите старушек через дорогу и дарите конфеты детям? Я вот ни то, ни другое. Я всегда создаю отпетых мерзавцев, чья рожа в шрамах и тату призвана вселять в души людей животный ужас. Первые часы игры я упорно делаю самое гнусное, что только возможно, и наслаждаюсь фантазией тотального порабощения мира. Но силы духа моего хватает ненадолго. Как только игра начинает кормить меня моральными последствиями, сердце моё уходит в пятки и я капитулирую в сторону героизма. Маркер "злодей" для своего персонажа я не раздобыла ни разу ни в одной игре. И каждый раз, ближе к титрам, я грустно смотрю, подперев голову кулаком, как счастливые NPС поют мне серенады. Мои терзания обоснованы наукой. Есть буквально научные данные, которые утверждают: мой стиль игры — это худший стиль игры в РПГ. Играть нужно за мерзавцев, безапелляционно и до конца. Я говорю об американской работе 2019 года. В ней ученые отвечали на вопрос, как люди выбирают насилие в виртуальном мире и как это сказывается на их эмоциях. Исследование было массивное, с четырьмя экспериментами; более 1500 участников. Видеоигры в работе не использовались, но авторы сами пишут, что на них результат распространяется. Что же делалось? Каждому участнику давали прочитать истории. Истории были примерно такие, но с большим количеством подробностей. "Ты нацист. Твой сосед, эльф с крыльями стрекозы, часто врубает радио по утрам. Тебе это мешает спать. Одним утром ты со злости прибегаешь к соседу в дом на дереве. Твои действия?» Тут участник должен был выбрать, что делать: поговорить с соседом, отвесить ему пощечину или врезать бейсбольной битой. Потом участнику рассказывали последствия принятого решения (например, «сосед истекает кровью на медвежьей шкуре»), и надо было принять еще одно решение: извиниться или зарезать соседа мечом. Я, конечно, намешала всё в кучу. На самом деле, истории были разные: чисто реалистичные, фэнтезийные, исторические. В некоторых рассказах человек принимал решения за персонажа, наблюдая за ним как бы со стороны, в других повествование велось от второго лица ("ты"). В одном эксперименте решать конфликт в истории можно было только жестоким путем, а в другом выбора у людей вообще не было, они просто читали законченный рассказ. После прочтения участники должны были сказать, сколько удовольствия они получили. Что выяснилось? Огромная куча всего. Во-первых, очень мало людей выбирали исключительно жестокие или исключительно моральные решения. Большинство людей находилось где-то посередине: на их выбор - бить или не бить - влиял контекст. Например, фэнтези-истории провоцировали на максимальный градус насилия, а повествование от второго лица ("ты") — градус снижало. Когда у людей не было возможности решить конфликт мирным путем и выбор был между пощечиной и отрубанием головы, больше людей склонялось именно к радикальной жестокости. И вот что интересно: чем более жестокие поступки люди выбирали, тем больше удовольствия они испытывали. И тут важный нюанс. Люди испытывали удовольствие именно от насилия, но только тогда, когда они САМИ насилие выбирали. В условиях, когда участникам давали читать законченные рассказы, где не нужно было делать выбор, всё было наоборот: людям жестокость не нравилась. Авторы объясняют это тем, что выбор насилия — проявление свободы, сознательное решение отказаться от морали ради веселья, оно дарит максимальное чувство контроля, а значит удовольствия. Навязанное насилие — это совсем другое; ему радуется только небольшой процент агрессивных людей. Моральные решения приносили людям мало удовольствия. А хуже всего было тем, кто сначала решали сделать что-то жестокое, а потом выбирали извиниться. Вот этот задний ход сказывался на удовольствии хуже всего. (Привет, мой стиль игры в РПГ.) Ещё интересно, что женщины и мужчины выбирали насилие более-менее одинаково, но женщинам ОЧЕНЬ не нравились законченные истории, где жестокость навязывалась. (Еще одна причина, почему женщины больше любят РПГ, чем всякие шутеры?) В общем, вывод такой: в РПГ нужно играть за мерзавцев. Если вы обычно выбираете серую дорогу или героизм, советую разок отступиться от принципов. Кто знает, может это станет для вас настоящим откровением.

Теги других блогов: насилие эмоции РПГ